Процесс разработки социального проекта в противодействии идеологии терроризма и профилактике экстремизма
АНО «Интернет без угроз»
Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.
Проекты в сфере профилактики разрабатываются и реализуются с целью решить существующую для целевой аудиторию проблему полностью или частично. Поэтому еще до разработки проекта должны быть реализованы шаги по исследованию потребностей целевых аудиторий, а уже потом формализоваться цель и задачи проекта.
Предварительный этап
Определение социальной проблемы — сложный процесс, в котором задействованы как представители целевых аудиторий профилактики, так и субъекты профилактики.
Здесь работа НКО сосредоточена на обобщении опыта работы с благополучателями – исследовательской деятельности. Проблема может быть выявлена методом кабинетного исследования, наблюдения за благополучателями, эмпирическими методами (опрос, глубинные интервью, фокус-группы). Желательно, чтобы проблему подтверждали и благополучатели (ЦА профилактики), и другие субъекты профилактики региона (муниципалитета), например, комиссии по профилактике правонарушений, где НКО выступают в качестве постоянных членов.
Общение
Системность работы НКО в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма строится на принципах:

  • регулярности такой деятельности в сфере профилактики;
  • работа с благополучателями на постоянной основе;
  • устойчивости результатов работы за счет накопления и передачи разработанных практик и социальных технологий;
  • Выстраивание взаимодействия с органами власти и исполнителями.

Важно общаться с вовлеченными в профилактику экстремизма и противодействие идеологии терроризма организациями и ведомствами на постоянной основе.

В рамках нормативных документов, в регионах противодействие идеологии терроризма выстроено по схеме (согласно Комплексному плану противодействия идеологии терроризма на 2024−2028 годы).
В рамках нормативных документов, в регионах противодействие идеологии терроризма выстроено по схеме (согласно Комплексному плану противодействия идеологии терроризма на 2024−2028 годы).
В рамках нормативных документов, в регионах противодействие идеологии терроризма выстроено по схеме (согласно Комплексному плану противодействия идеологии терроризма на 2024−2028 годы).
В рамках нормативных документов, в регионах противодействие идеологии терроризма выстроено по схеме (согласно Комплексному плану противодействия идеологии терроризма на 2024−2028 годы).
В рамках нормативных документов, в регионах противодействие идеологии терроризма выстроено по схеме (согласно Комплексному плану противодействия идеологии терроризма на 2024−2028 годы).

Социальная проблема должна быть подтверждена и по результатам исследования целевой аудитории и по результатам общения с другими субъектами профилактики, желательно, в документах.
Возглавляет глава субъекта Российской Федерации
Координация и контроль
Антитеррористическая комиссия
Ответственные руководители
Контроль осуществления мероприятий и коммуникация с исполнителями
Территориальные органы безопасности, правоохранительные органы
Головной исполнитель Комплексного плана
Антитеррористические комиссии муниципальных образований
Исполнители, ответственные за исполнение пунктов Комплексного плана
Библиотеки, музеи, дома культуры, концертные и иные площадки, творческие коллективы, где являются учредителями
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах культуры
Спортивные школы, училища, спортобъекты
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах спорта
Организации общего, профессионального и  высшего образования
Исполнительные органы. осуществляющие полномочия в сферах образования
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия  в сфере печати и массовых коммуникаций
Региональные СМИ, медиа
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики
Волонтерские центры, точки кипения
Национальные дома культуры, иные организации
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере национальной государственной политики
Органы местного самоуправления
Непосредственные исполнители во взаимосвязи с некоммерческим сектором
Возглавляет глава субъекта Российской Федерации
Координация и контроль
Антитеррористическая комиссия
Ответственные руководители
Контроль осуществления мероприятий и коммуникация с исполнителями
Территориальные органы безопасности, правоохранительные органы
Головной исполнитель Комплексного плана
Антитеррористические комиссии муниципальных образований
Исполнители, ответственные за исполнение пунктов Комплексного плана
Библиотеки, музеи, дома культуры, концертные и иные площадки, творческие коллективы, где являются учредителями
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах культуры
Спортивные школы, училища, спортобъекты
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах спорта
Организации общего, профессионального и  высшего образования
Исполнительные органы. осуществляющие полномочия в сферах образования
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия  в сфере печати и массовых коммуникаций
Региональные СМИ, медиа
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики
Волонтерские центры, точки кипения
Национальные дома культуры, иные организации
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере национальной государственной политики
Органы местного самоуправления
Непосредственные исполнители во взаимосвязи с некоммерческим сектором
Координация и контроль
Возглавляет глава субъекта Российской Федерации
Антитеррористическая комиссия
Контроль осуществления мероприятий и коммуникация с исполнителями
Ответственные руководители
Антитеррористические комиссии муниципальных образований
Территориальные органы безопасности, правоохранительные органы
Головной исполнитель Комплексного плана
Исполнители, ответственные за исполнение пунктов Комплексного плана
Органы местного самоуправления
Библиотеки, музеи, дома культуры, концертные и иные площадки, творческие коллективы, где являются учредителями
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах культуры
Спортивные школы, училища, спортобъекты
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах спорта
Организации общего, профессионального и  высшего образования
Исполнительные органы. осуществляющие полномочия в сферах образования
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия  в сфере печати и массовых коммуникаций
Региональные СМИ, медиа
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики
Волонтерские центры, точки кипения
Национальные дома культуры, иные организации
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере национальной государственной политики
Непосредственные исполнители во взаимосвязи с некоммерческим сектором
Координация и контроль
Возглавляет глава субъекта Российской Федерации
Антитеррористическая комиссия
Контроль осуществления мероприятий и коммуникация с исполнителями
Ответственные руководители
Антитеррористические комиссии муниципальных образований
Территориальные органы безопасности, правоохранительные органы
Головной исполнитель Комплексного плана
Исполнители, ответственные за исполнение пунктов Комплексного плана
Органы местного самоуправления
Библиотеки, музеи, дома культуры, концертные и иные площадки, творческие коллективы, где являются учредителями
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах культуры
Спортивные школы, училища, спортобъекты
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах спорта
Организации общего, профессионального и  высшего образования
Исполнительные органы. осуществляющие полномочия в сферах образования
Региональные СМИ, медиа
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия  в сфере печати и массовых коммуникаций
Волонтерские центры, точки кипения
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики
Национальные дома культуры, иные организации
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере национальной государственной политики
Непосредственные исполнители во взаимосвязи с некоммерческим сектором
Координация и контроль
Возглавляет глава субъекта Российской Федерации
Антитеррористическая комиссия
Контроль осуществления мероприятий и коммуникация с исполнителями
Ответственные руководители
Антитеррористические комиссии муниципальных образований
Территориальные органы безопасности, правоохранительные органы
Головной исполнитель Комплексного плана
Исполнители, ответственные за исполнение пунктов Комплексного плана
Органы местного самоуправления
Библиотеки, музеи, дома культуры, концертные и иные площадки, творческие коллективы, где являются учредителями
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах культуры
Спортивные школы, училища, спортобъекты
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах спорта
Организации общего, профессионального и  высшего образования
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сферах образования
Региональные СМИ, медиа
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия  в сфере печати и массовых коммуникаций
Волонтерские центры, точки кипения
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики
Национальные дома культуры, иные организации
Исполнительные органы, осуществляющие полномочия в сфере национальной государственной политики
Непосредственные исполнители во взаимосвязи с некоммерческим сектором
Разработка проекта
Цель/задачи проекта
Цель профилактического проекта – это, то что внесет вклад в решение актуальной социальной проблемы или полностью ее устранит.
Для проектов профилактики цель не может формулироваться, как «формирование антитеррористического сознания», что часто встречается при слепом копировании формулировок из нормативных документов. Цель социального проекта формулируется по SMART.
Задачи проекташаги, реализация которых позволит достигнуть цели и запланированных в проекте результатов. Задачей проекта не может быть проведение конкретного мероприятия или создание медиапродукта.
Целевая аудитория проекта
Принцип воздействия там, где нужно – один из ключевых в профилактике, чтобы не перешагнуть грань между профилактикой и пропагандой, работа с целевыми аудиториями должна строиться на их потребностях и проходить в актуальных форматах

Все профилактические мероприятия условно делятся по масштабу вовлеченности представителей целевых аудиторий

Общая профилактика – если по итогам предварительного этапа выявлены проблемы в знаниях об актуальных информационных угрозах и возможностях им противостоять, понимании духовно-нравственных ценностей, их применимости
Примеры
Адресная профилактика – если по итогам предварительного этапа выявлены проблемы поведенческого характера у целевых аудиторий, пробелы в системе адаптации мигрантов или работе с выделенными категориями граждан
Примеры
Индивидуальная профилактика – представляет собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, подверженных радикализации, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения правонарушений и дерадикализации
Примеры